Бурю эмоций и апокалиптические прогнозы на этот раз спровоцировал Федеральный закон «О национальной платежной системе» (№ 161-ФЗ от 27.06.2011 г.). А точнее, требования, предусматриваемые его 9-й статьей. Заметим, что сроки ее фактического введения несколько раз переносились.
Суть этих требований в том, что банки теперь обязаны - по закону - направлять клиенту уведомления о совершенных им операциях «с использованием электронных средств платежа, включая банковские карты». Эти уведомления должны либо посылаться в виде CMC, либо электронной почтой. По определению, для того чтобы банк мог направить вам сообщение, он должен знать номер вашего мобильного телефона. Либо - на худой конец - адрес электронной почты. Поэтому банки неоднократно брали тайм-аут для введения требований 9-й статьи закона, ссылаясь на то, что они еще не узнали данные всех своих клиентов.
Безусловно, абсолютное большинство банков так или иначе и раньше предоставляли такую информацию. Более того, зачастую подписка на «услугу СМС-информирования» (заплатил карточкой в магазине - телефон пискнул свежим сообщением) была платной. Получение выписок по счету электронной почтой тоже не новинка.
Как порой бывает в России, введение новых законов, призванных вроде бы улучшить положение вещей, часто оборачивается его ухудшением. Памятуя об этой отечественной особенности, СМИ быстро нарисовали катаст-рофическую картину. Поэтому в конце декабря минувшего года Центробанку пришлось выступить с разъяснением. В нем, в частности, главный банк страны прямо заявил: «В соответствии с указанной статьей банковская карта может быть блокирована по инициативе кредитной организации только при нарушении клиентом порядка использования банковской карты, определенного договором. В связи с этим блокировка банковской карты не может осуществляться по причине отсутствия в кредитной организации информации для связи с клиентом, в том числе по уже заключенным ранее договорам с клиентами, не учитывающим требования статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе».