Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.05.2024, 00:12

Главная » 2010 » Август » 27 » Родом из военного детства
14:08
Родом из военного детства
Скоро у Манавары Валеевны Гилязовой юбилей. Зимой она будет отмечать свое 85-летие. У людей ее поколения была особая судьба: их юность пришлась на годы Великой Отечественной войны. Но долгие дни военного горя, которые пришлось преодолеть, не сломили их, а сделали только сильнее, закалили характер.
Жизненные испытания и лишения для семьи Манавары Гилязовой начались еще до войны. В 1931 году их многодетную семью, где воспитывались семеро детей, репрессировали. Ушло в прошлое счастливое время, когда семья жила в достатке - папа Манавары Вали Мустафин, был портным и хорошо зарабатывал - поэтому они не бедствовали. Жила семья в то время в деревне Сосновый Мыс Сабинского района. Но когда у них отобрали все, пришлось уехать в Уфу к родственникам. И на долгие годы Уфа стала для них родным домом. 
В Уфе они жили на съемной квартире в полуподвальном помещении. Пол в комнате был земляной. Спали на столе и даже под столом, туалет был на улице. Конечно, дети не могли не болеть. Особенно «отличалась» маленькая Манавара, которая много болела в детстве.
«Помню, однажды заразились скарлатиной сразу четверо детей, в том числе и я. Всех увезли на «скорой» в инфекционную больницу. Трое вскоре выздоровели, а у меня началось осложнение, которое переросло в гнойный плеврит, вспоминает Манавара Валеевна.- Врачи долго выхаживали меня, а мама, придя в больницу, не показывалась и тайком наблюдала за мной, потому что, увидев ее, я потом долго плакала и никак не могла успокоиться, умоляя маму забрать меня домой».
После больницы разлука продолжилась: девочку с группой детей отправили в санаторий долечиваться. Манавара Валеевна уверена, что только любовь и забота матери помогли ей тогда выздороветь.
Именно у мамы она научилась стойко преодолевать трудности, при этом всегда оставаясь спокойной и выдержанной. «Моя мама была добрая и очень мудрая женщина, - вспоминает Минавара Валеевна. Она всегда находила нужное слово для каждого ребенка, давала правильный совет. Каждого она провожала в школу, и одного ее ласкового взгляда хватало, чтобы день сложился удачно. Ни разу она не ударила ни одного из своих детей. Но помимо этого, она была грамотной. И не уставала повторять нам, прямо как Ленин: «учитесь, учитесь и учитесь».
Особенно тяжело семье стало, когда отца забрали сначала на Финскую, а потом на Великую Отечественную войну. «Мы хорошо знаем, что такое пережить боль потери близкого человека, - говорит Манавара Валеевна, - в 1943 году на отца с фронта пришла похоронка. К счастью, она оказалась ошибочной, отец вернулся с войны живой».
Во время Великой Отечественной войны семье помогло выжить умение шить. Шили все от мала до велика. Мама спала по два часа в сутки. Основная работа по пошиву лежала на ней. Дети были подмастерьями. Те, кто был постарше, кроили. Те, кто помладше, стегали. В основном перелицовывали на продажу старые вещи, шили телогрейки, которые пользовались в те годы большим спросом. Готовый товар продавали на рынке. «Помню, как я пошла продавать в первый раз. Я маленькая ростом была. Стою долго, никто ко мне подходит. На помощь пришла снстра и быстро продала телогрейку. С тех пор на продажу я не ходила».
А еще Манавара Валеевна помнит, как они, дети, стояли в очередях за хлебом. Номера писали на ладонях. Но часто происходила путаница, и номера снова переписывали, например, на валенках, если это было зимой, или на спине, на одежде. Очередь занимали обычно с вечера. Особенно было тяжело зимой. Чтобы не замерзнуть, дети играли в футбол замерзшими «конскими яблоками». А еще садились на ступеньки дома и самого замерзшего сажали в середину и грели его своими телами со всех сторон. Потом менялись местами, и так по очереди.
Война, наконец, закончилась. Близилась к концу и учеба Манавары в школе рабочей молодежи. В простой школе учиться у нее не было возможности, надо было работать и помогать материально семье.
Останавливаться на достигнутом выпускница не собиралась. Они с мамой решили, что дочка должна поступать в медицинский институт. Мама вообще благоговела перед врачами. Когда они по вызову приходили в дом посмотреть детей, старалась к их приходу накрыть стол, напоить чаем. Стать врачом мечтала и Манавара Валеевна. Правда, тогда она еще не знала, насколько нелегок этот труд.
После окончания института выпускницу распределили в Кызыльский зерносовхоз участковым врачом. В любую погоду, днем и ночью врача ждали больные в самых отдаленных уголках района. Конечно, зимой ехать на вызов было не только тяжело, но и страшно. Однажды раздался стук в окно - зовет больной. Забралась молодой доктор в сани, закуталась в полушубок и уснула. Оказывается, пока она спала, они заблудились, и над ними нависла угроза замерзнуть в чистом поле. Возница понял, что остается одно: кинуть вожжи, чтобы лошадь нашла дорогу сама. Так и случилось: лошадь доставила их домой.
Ни разу Манавара Валеевна не пожалела о том, что стала медиком. А стать врачом, по ее мнению, может не каждый. Надо уметь слушать больного. И не просто слушать, а прислушиваться к каждому его слову, потому что человек, который пришел к врачу, зря жаловаться не будет
Но работа работой, а жизнь состоит не только из нее одной. Пришла пора влюбиться и выйти замуж. Мужем девушки стал бывший фронтовик, ушедший на войну в 17 лет, инженер-нефтяник Масабих Гилязов. Как сейчас помнит Манавара Валеевна своего жениха, одетого в поношенную гимнастерку, галифе и стоптанные сапоги. Помнит, как родители бросились одевать будущего зятя: сшили ему костюм, справили новую обувь. Вскоре у молодых супругов родились дети: сначала сын Джавдат, а через год дочь Зухра. И началась кочевая жизнь. Сначала отца семейства направили на работу в Альметьевск, затем в Азнакаево. Манавара Валеевна тоже работала по специальности, благо врачи нужны везде и всегда.
Настало время, когда выросли и разъехались дети. Сын с семьей живет в Уфе. Дочь Зухра уехалав Казань и перевезла к себе родителей. Кстати, она пошла по стопам мамы и стала врачом. Манавара очень гордится своей дочерью, считает, что она похожа характером на свою бабушку, и поэтому смогла воспитать двоих прекрасных сыновей. Внуков бабушка Манавара очень любит. Но своим смыслом жизни, все же, считает правнуков Софию и Марата. Она так и говорит: «Это моя жизнь!».
Ей ничего не стоит с утра на автобусе доехать из Московского района до Азино, где живут ее правнуки, которым 2 года и 5 лет, понянчиться с ними и вечером вернуться домой. «Я готова бежать к ним по первому зову моей снохи Люды, которую я очень люблю!». А еще Манавара Валеевна нет-нет, да и съездит в Уфу, где живут ее сын с семьей, и две сестры. В Уфе находятся могилы ее родителей. Выйдя на пенсию лишь в 70 лет, (в Казани она работала физиотерапевтом в 11-ой поликлинике) она до сих пор бодра и легка на подъем. На мой вопрос, как ей удается в таком почтенном возрасте, Манавара Валеевна ответила: «У меня есть муж, с которым мы вместе уже без малого 55 лет. Ему 84 года, и здоровье у него не очень хорошее - фронт сделал свое дело. Ну а я должна быть здоровой, чтобы ходить по магазинам, покупать все необходимое, поэтому я много двигаюсь. Мы заботимся друг о друге. А потом мы из того самого крепкого духом поколения, которое смогло преодолеть самое великое испытание на Земле - войну».
 Миляуша САЛИМЗЯНОВА
Категория: Интересные люди | Просмотров: 1512 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика