Адресована пенсионерам, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям и другим категориям населения, нуждающимся в правовом просвещении и социальной защите











Меню сайта

Информация

Темы
Передовица
Факты. События. Комментарии
Новые законы, постановления, указы
Правовое просвещение
Пенсионная реформа
При ближайшем рассмотрении
История страны
Острая тема
Социальная защита
Вопрос-ответ
Консультирует юрист
О ветеранах войны
Инвалид и общество
Инвалидный спорт
Интересные люди
Общественные организации
Газета-Читатель-Газета
Советы психолога
Домашняя академия
В центре
Ваше здоровье

Закладки

Приветствую Вас, Гость · RSS 20.05.2024, 21:42

Главная » 2012 » Май » 11 » Удалось достичь главного
12:05
Удалось достичь главного
Республика Татарстан по уровню жизни и экономическому развитию традиционно относится к числу наиболее стабильных субъектов в Российской Федерации. Но, поскольку нас больше интересует социальная сфера, в качестве своего собеседника мы выбрали министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Айрата ШАФИГУЛЛИНА
А начали с темы, которая сегодня вновь активно обсуждаема.
- Насколько, на ваш взгляд, было правильным в свое время объединение двух ведомств - труда и соцзащиты, и насколько удобно в таком формате работать?
- Это объединение произошло в 2007 году. Мне как раз выпала честь возглавить вновь созданное министерство. И сегодня, спустя пять с лишним лет, могу абсолютно точно утверждать: стало только лучше. Единственное, о чем можно говорить с некоторой долей неудовлетворенности - о восприятии соцзащиты населения как структуры, которая жалеет и сочувствует. Лишь те, кто вынужденно столкнулся с работой службы, реально могут оценить качество предоставленных услуг.
Сегодня система соцобслуживания населения в Республике Татарстан представлена 134 учреждениями. Сюда входят дома-интернаты для престарелых, инвалидов; психоневрологические учреждения и приюты; центры реабилитации и адаптации; центры социальной помощи семье и детям... Процесс реабилитации - серьезное и нужное направление, которое активно развивается, имеет свои уникальные системы и методы. Однако на федеральном законодательном уровне в официальном перечне учреждений и профессий нет ни общего понимания, что такое реабилитационный центр, ни реабилитологов. Специалистов этого профиля никто и нигде не готовит, за исключением реабилитологов для медико-социальной экспертизы. Мы обращали внимание на существующий пробел, нас везде поддержали, согласились, что его действительно необходимо восполнить, но дальше разговоров дело не пошло. Поэтому мы вынуждены разрабатывать свои методики реабилитации и внедрять в этой сфере передовые зарубежные технологии.
- А как у вас решается вопрос с выплатой компенсаций льготникам? Тема достаточно больная для многих регионов.
- Мы - единственный субъект РФ, где практически полностью монетизированы все льготы. Причем не условно, а фактически. У нас выплачивается все, что было продекларировано на федеральном уровне, вплоть до копейки. 14 процентов от совокупного республиканского бюджета уходит на денежное обеспечение соцгарантий. При населении около 3,8 миллиона человек в республике порядка 1,3 миллиона охвачены различными видами компенсационных выплат.
Вместе с тем следует отметить: в случаях, связанных с выплатой льгот, всегда нужен глубокий анализ, сведение воедино федеральных и региональных льготников. К сожалению, это происходит не всегда. И порой управленческие решения, в том числе принимаемые на федеральном уровне, не учитывают всю информацию и имеющиеся данные на местах. Как это, например, произошло при обеспечении участников войны субсидиями на приобретение жилья к 65-летию Победы. Объявив о 18 с небольшим тысячах нуждающихся ветеранах ВОВ по всей стране, Минрегионразвития РФ не учло возможного роста имеющих право на улучшение жилищных условий.
В итоге же получилось, что только в одном Татарстане 16,6 тысячи ветеранов войны и их вдов были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на сегодня на полное закрытие этого вопроса у нас недополучено средств из федерального бюджета еще на 1100 человек. И это при том, что Республика Татарстан вошла в пятерку лидеров среди субъектов РФ по привлечению и освоению средств по данной статье.
- Известно, что с 2011 года, наряду с Тверской и Саратовской областями, Татарстан вошел в число субъектов РФ, на территории которых начал реализовываться пилотный проект «Доступная среда». Расскажите, чего уже удалось достичь?
- Удалось достичь главного: понимания жизненной важности этой проблемы. В нашей стране даже законодательство в отношении людей с ограниченными возможностями передвижения находится в очень разрозненном виде. Что же касается реального положения дел, комментарий, как говорится, излишен. К примеру, у нас эта проблема напрямую затрагивает почти треть населения республики. Помимо инвалидов с различной степенью ограничения жизнедеятельности (326 тысяч человек), это еще и пожилые люди (775 тысяч), мамы с колясками и маленькими детьми (200 тысяч) и временно нетрудоспособные, которых, по оценкам специалистов министерства, не менее 370 тысяч человек. Республиканская программа, рассчитанная на 5 лет, принята на основании Госпрограммы РФ на 2011-2015 годы.
Разумеется, мы не собираемся объять необъятное. В рамках этой программы начаты мероприятия по основным приоритетным сферам: здравоохранение, соцзащита, спорт и физкультура, транспортная инфраструктура, образование, культура, жилой фонд, информация и связь. Проводимая работа по адаптации охватит немногим более 100 объектов в 17 муниципальных образованиях.
Помимо обеспечения конкретных учреждений техническими приспособлениями для людей с ограниченными возможностями, идет разработка и апробация технологий, чтобы потом начать их внедрение в масштабах страны. Мы «натаскиваем» проектантов, строителей, надзорные органы; договорились о введении соответствующих предметов для изучения в нашем госуниверситете. В Казани небольшой метрополитен, но все станции также переделываются под инвалидную доступность. К Универсиаде-2013 у нас запланированы к сдаче три новые станции, и все они будут сделаны уже в соответствии с требованиями доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения...
- Айрат Радинович, извините, что перебиваю. Одним из показателей отношения к инвалидам является то, насколько они не чувствуют себя оторванными от общества в плане трудоустройства. Как в республике в этом отношении складывается ситуация? Как вообще обстоит дело с занятостью населения и как вы помогаете тем, кто остался без работы?
- У нас, как и в целом по стране, оказанием госуслуги по трудоустройству граждан занимаются центры занятости населения по месту жительства. И особое внимание при этом уделяется инвалидам. В прошлом году в республиканские центры занятости в поиске работы обратилось почти 8 тысяч инвалидов, 3 тысячи из них были трудоустроены. На целом ряде предприятий созданы (и будут создаваться еще) специальные рабочие места для инвалидов, а также для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, куда принимаются только граждане, относящиеся к этой категории. Существует закон РТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите», который неукоснительно соблюдается.
Что касается занятости населения вообще - здесь все гораздо сложнее. У нас процент безработных - 1,4 от экономически активного населения, что ниже среднего по стране. По состоянию на 1 января 2012 года это составило немногим более 28,5 тысячи человек. Почти на 9 тысяч меньше, чем было зафиксировано ровно год назад. Но есть еще и другая цифра. На начало нынешнего года количество вакантных рабочих мест в тех же центрах занятости составило 21,7 тысячи единиц. Из них почти 68 процентов - вакансии по рабочим профессиям.
Тут не нужно обладать особым аналитическим умом, чтобы понять: вакантных мест вполне достаточно. И найти работу человек сможет всегда, особенно в большом городе, было бы, как говорится, желание. Согласен, есть проблемы с качеством вакансий: для кого-то предлагаемая работа низкооплачиваема, кому-то она не подходит по уровню квалификации, отдаленности от дома... Однако главная проблема, которая в последнее время все отчетливее вырисовывается в обществе, другая - иждивенчество и нежелание людей работать. Ведь получать же пособие по безработице всегда проще. Считаю, что термин «неподходящая работа» вообще должен быть отменен. Если человек хочет работать, он может делать это на любом месте и в любом качестве. Пусть переучивается, у нас в республике для этого масса возможностей.
- На что может рассчитывать безработный, желающий получить новую профессию?
- В первую очередь, конечно же, на учебные заведения, относящиеся к начальному и среднему профобразованию. С очень недавнего времени из республиканского министерства образования они перешли в наше ведение, и сегодня мы стараемся подходить к подготовке специалистов, исходя из реальных потребностей экономики. Главный акцент делается на то, чтобы после обучения они были востребованы.
Количество училищ профтехобразования по республике сокращено. До недавней передачи под нашу опеку 13 федеральных техникумов их оставалось 68. Ликвидируя те учреждения, которые не востребованы учащимися, одновременно улучшаем инфраструктуру и организацию процесса обучения в других. Мы стараемся подтянуть их до уровня высших учебных заведений, а в перспективе по отдельным характеристикам сделать еще и лучше. Все это - часть специальной республиканской программы по популяризации рабочих и инженерных профессий.
Виктор СИРЫК. (Журнал «Социальная защита» 
№4 за 2012 год.)
 
Категория: Социальная защита | Просмотров: 1665 | Добавил: Riddick | Рейтинг: 0.0/0
Газета Выбор © 2024
Яндекс.Метрика